1.1. Организации, выполнившие исследования

Предлагаемый вашему вниманию сравнительный обзор представляет основные итоги исследования «Мобильные проекты на объектах экскурсионного показа», проводившегося компанией «Экспомир» в период с декабря 2013 г. по июнь 2014 г. (далее – исследование «Россия+»). К роли экспертов данного исследования в качестве респондентов привлекались специалисты из музеев различного профиля, иных объектов экскурсионного показа1) России и стран бывшего СССР.

Результаты исследования «Россия+» были сопоставлены с данными четырех ежегодных международных исследований, проведенных в 2010-2013 гг. компанией «Pocket-Proof» (США) в рамках проектов Смитсоновского института (далее – исследования «За рубежом» >>)2).

Важно отметить, что зарубежные исследования не охватывали объекты экскурсионного показа в России (далее ОЭП) и в соседних странах. Поэтому исследование «Россия+», проведенное компанией «Экспомир», представляет уникальные данные, прежде всего, для специалистов в области музейной и экскурсионной деятельности, давая ценные сведения о применении мобильных экскурсионных устройств и технологий именно на российских объектах экскурсионного показа (далее - ОЭП), а также некоторых других стран, до сих пор остававшихся в стороне от исследований, и о взглядах представителей ОЭП на дальнейшее развитие этих проектов.

Исследование инициировано и проведено компанией «Экспомир». Ключевые организаторы этого исследования: С.А.Игнащенко, Е.В. Белова.

В проекте этого исследования, безусловно, проявился и маркетинговый интерес нашей компании. «Экспомир» является поставщиком широкого спектра мобильного экскурсионного оборудования и технологий, производителем экскурсионного контента. Поэтому, конечно же, мы стремимся лучше знать рынок, объективно оценивать его состояние, перспективы и тенденции развития.

Кратко о компании «Экспомир». Начав свою деятельность в 1998 г, компания развивала два направления: издательство и исследования. В качестве издательства мы занималась разработкой и изданием серий печатных изданий: каталогов, презентационных изданий, а также журналов, карт и путеводителей для туристов и продвижения Москвы и России на международных рынках. Среди достижений - разработка всей рекламно-информационной и полиграфической продукции для павильона России на Всемирной выставке ЭКСПО-2010. Как исследовательская и информационно-аналитической структуры мы специализировались на сфере туризма, делового туризма, выставочной и конгрессной деятельности, организовали по заказу госструктур около двух десятков исследований с целью мониторинга рынка и обоснования ряда ГЦП.

С 2006 года формируется третье направление деятельности компании - экскурсионное оборудование и технологии. Тогда мы стали российским партнером компании «Wcities» (США) - в то время ведущего мирового агрегатора лицензированного контента по объектам туристического интереса по всему миру, а также компании «Digi-Guide» (Франция) - первого в мире проекта мультимедийных GPS-путеводителей для пешеходных экскурсий, загружаемых на мобильные устройства. С этого времени «Экспомир» активно присутствует на рынке оборудования и технологий для экскурсий.3) На территории стран СНГ мы стали одной из первых компаний – поставщиков аудиогидов и радиогидов. За прошедшее десятилетие нами был накоплен большой опыт взаимодействия с музеями и другими ОЭП, а также туркомпаниями и ТИЦами различных регионов России. Технологии стремительно развиваются, заставляя оперативно реагировать на запросы наших клиентов. В настоящее время «Экспомир» является эксклюзивным дилером (Россия и СНГ) продукции компании «Hengda» – мирового лидера в сфере разработки и производства широкого спектра мобильных экскурсионных устройств и систем интеллектуальных экспозиций4).


1.2. Сопоставление итогов исследований «Россия+» и «За рубежом»

При организации исследования «Россия+» мы стремились получить данные, которые можно было бы сравнить с результатами данными серии исследованиий «За рубежом» >>. Для этого нами использовался сходный метод исследования, в своей основе одинаковые категории респондентов5), схожие аудитории респондентов и в основном совпадающий набор вопросов. Это дает возможность в данном обзоре не только опубликовать основные итоги исследования «Россия+», но и сравнить их с данными исследования «За рубежом».

В применении мобильных устройств в работе ОЭП западных стран накоплены давние традиции. Достаточно вспомнить о том, что мобильные технологии были частью музейной деятельности, по крайней мере, с 1952 года, когда в амстердамском Stedelijk Museum появились первые аудиогиды. Впрочем, вопросы о новой роли музея в меняющемся обществе и использовании технических новинок в музейной деятельности волнуют наших зарубежных коллег сегодня не меньше, чем на заре их использования.6)

К сожалению, даже спустя 63 года после появления аудиогидов большинство ОЭП на территории России еще только на подходе к применению мобильных экскурсионных технологий. Кто-то уже сделал шаг вперед – запустил первые проекты (как правило, это простые аудиогиды или фрагменты контента в чужих «музейных» мобильных приложениях), но большинство даже такие проекты начального уровня если и рассматривает, то в отдаленной перспективе. Экскурсионным местам в странах бывшего СССР в ближайшие годы предстоит ускоренным темпом пройти путь, который их зарубежные коллеги преодолели за шесть десятилетий.7)

Поэтому мы посчитали важным не только замерить уровень развития отечественных мобильных экскурсионных проектов, но и сравнить их с аналогичными показателями тех стран, которые более развиты в этой сфере, а также сопоставить российские показатели с мировыми трендами развития мобильных экскурсионных проектов и технологий.

Таким образом, целью исследования «Россия+» стало выявление текущего состояния развития мобильных экскурсионных технологий / проектов на объектах экскурсионного показа в России и в странах СНГ, а также сравнение показателей этого исследования с аналогичными данными, полученными по итогам исследований за рубежом.


1.3. Предмет исследования

Это мобильные экскурсионные технологии и проекты на объектах экскурсионного показа. В рамках данного исследования под ОЭП мы рассматривали: музеи различного профиля и подчиненности (корпоративный, ведомственный, отраслевой, науки и техники, художественный, архитектурный, исторический, краеведческий, естественно-научный, литературный, театральный, музыкальный, мемориальный, музей-усадьба, музей-заповедник), а также галереи и выставочные залы, заповедники и иные ООПТ, зоопарки и иные достопримечательные места.

Термин «мобильные экскурсионные технологии / проекты» (далее – мобильные экскурсионные проекты) в рамках исследований и обзора мы определили как широкий спектр мобильных (переносных) устройств, технологий их применения, через которые люди получают информацию об ОЭП. К числу таких мобильных устройств мы относим разнообразные переносные устройства, применяемые для воспроизведения контента экскурсий и иной информации о данном объекте: аудиогиды, мультимедийные и иные экскурсионные системы, проекты с загрузкой контента экскурсий на iPod, MP3 и иные плееры, игровые консоли, мобильные телефоны, а также смартфоны и планшеты со специальными мобильными приложениями. Эти устройства действуют в широкой гамме форматов: от традиционных аудиоэкскурсий – до новых приложений для смартфонов с мобильным доступом, с игровой компонентой, с дополненной реальностью и т.д. Заметим, что исследование не рассматривало применение для экскурсий различных мобильных систем звукоусиления и трансляции голоса экскурсовода (мегафоны, радиогиды и т.д.), а также применение стационарных устройств (видео-, аудиокиоски, панели touch screen и т.п., если они не входили в систему с мобильными устройствами).






1) В число респондентов включены эксперты Туристических информационных центров (ТИЦ), органов управления в сфере туризма и культуры, компаний-поставщиков технологий и услуг для мобильных эксурсионных проектов. Совокупность ответов этих категорий респондентов составила ок. 9% от общего числа ответивших.

2) http://www.museumsmobile.com/wp-content/uploads/2013/07/MMSurvey-2013-report-V2.pdf.

3) Подробнее об этом см.: Игнащенко С.А. Инновационные технологии и возможности использования электронных путеводителей в туристско-экскурсионной деятельности // Научные труды форума «Инновационный потенциал туризма и сервиса. Урал 2010». Уфа. УГАЭС. 2010.

4) Компания «Hengda» стала первой компанией КНР, которая приступила к производству аудиогидов. Сегодня компания занимает ок. 90% местного китайского рынка. «Hengda» разработала и производит модели мобильных аудиогидов, которые пользуются большой популярностью в Европе и в Австралии. Например, разработанные этой компанией аудиогиды применяются во Дворцах Версаля, Нотр-Дам-де-Пари, в Центрах Помпиду (Франция); в Европейском центре ядерных исследований CERN (Швейцария); в Галерее Феррари (Италия) и еще около 130 ОЭП в странах Западной Европы.

5) В исследовании «За рубежом» ок. 90% респондентов составляли представители музеев и иных ОЭП и отдельной категорией - 10% поставщики технологий и услуг в сфере мобильных экскурсионных проектов. При исследовании «Россия+» от поставщиков технологий и услуг удалось получить только единичные ответы, что не позволило нам выявить релевантные результаты ответов данной категории респондентов.
6) См., например http://mart-museum.ru/mart_articles/muzej-stanovitsya-sotsialnym-institutom/; http://www.museumnext.com/; http://www.digitalengagementframework.com/#book
7) Подробнее с историей технической эволюции аудиогидов и прогнозах об их дальнейшем развитии Вы можете ознакомиться в тезисах А. Дремайлова «Аудиогиды в музеях» http://prostir.museum/ua/post/31289

Обратный звонок

Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.