2.1. Метод исследований
Исследование проводились методом анкетного опроса т.н. экспертов – представителей ОЭП. Респонденты самостоятельно отвечали на вопросы предложенных анкет.
Для исследования «Россия+» анкеты в электронном виде с формами для ответов размещались на интернет-ресурсах: официальном сайте компании www.expomir.ru и страничке социальной сети Facebook. Для создания анкет, их публикации, сбора и анализа исследовательских данных, недопущения злоупотреблений применялся сервис онлайн-опросов SurveyMonkey. Широкому кругу потенциальных респондентов, которые в своем большинстве представляют ОЭП, на официальные e-mail адреса были высланы приглашения к участию в исследовании. Приветствовалась также и дружественная информационная поддержка (в качестве репостов) в социальной сети «В контакте» такими группами, как «Музеи России» и «Музеи Москвы и Московской области», в подписчиках которых состоят официальные аккаунты многих отечественных музеев и стран СНГ.
В рамках как отечественного, так и зарубежных исследований не формировались выборки респондентов.8)
2.2. Анкеты исследований
Так же как и в проведенных исследованиях «За рубежом», респондентам исследования «Россия+» предлагалось заполнить анкету, состоящую из 17 вопросов. Анкета предполагала персонализацию: указание Ф.И.О. и должности респондента, название организации, которую он представляет, а также контактные данные для обратной связи – ответившим на анкету в качестве бонуса, в т.ч., предлагалось предоставление информации по итогам исследования в объеме, который превышает публикацию на нашем сайте.
Анкета исследования «Россия+» >>
2.3. Категории и число респондентов исследований
На основе анализа полученных таким образом данных в SurveyMonkey стало возможным выявить основные тенденции и качественные показатели. Однако количественные показатели при таком методе лишь ориентировочные (например, доли экскурсионных мест с реализованными проектами от общего числа ОЭП с аналогичными характеристиками и т.д.), поэтому мы не публикуем их.
В исследованиях «Россия+» и «За рубежом» участники опросов распределялись по нескольким категориям в зависимости от профиля представляемых ими учреждений и применения в них мобильных экскурсионных проектов.
Три категории респондентов, которые представляли ОЭП:
В исследованиях «За рубежом» выделялась и четвертая категория респондентов: представители компаний-производителей, разработчиков или поставщиков мобильного экскурсионного оборудования / технологий, а также консультанты и иные эксперты в этой сфере. В отечественном исследовании целенаправленный опрос по этой категории не проводился, хотя единичные ответы были получены.
В исследовании «За рубежом» в 2013 г. приняли участие 551 экспертов из США (75% респондентов), Канады (11%), Великобритании (7%) и 26 других стран. В настоящем обзоре по отдельным позициям приводятся данные исследования «За рубежом» 2012 г. Число респондентов в нем составило 615 чел. из 26 стран мира.
Исследование «Россия+» проводилось впервые, без предварительного анонсирования, что явилось одной из причин скромного числа респондентов и большой доли брака в анкетах (отбраковывались анонимные и не полностью заполненные анкеты), вследствие чего было получено лишь 187 корректно заполненных анкет. Приходится констатировать, что объем собранных анкет позволяет выявить общие тенденции, но, к сожалению, не обеспечивает репрезентативной выборки по целому ряду более узких сегментов. 91% респондентов представляли непосредственно ОЭП. Остальные 9% составили ответы представителей ТИЦев (5%), органов государственного управления в сфере культуры и туризма (2%) и упомянутых выше представителей компаний-производителей, разработчиков или поставщиков. Ответы представителей этих категорий учитывались при анализе ответов лишь на некоторые вопросы, которые касались общих тенденций.
2.4. География исследования «Россия+»
Анкеты заполнили респонденты из 10 стран. Наибольшую долю участников опроса составили представители России (81%), Беларуси (5%), Казахстана (4%) и Украины (4%).
Диаграмма №1
Респонденты из России представили все территории страны. Наибольшую долю составили представители ЦФО (23%), СЗФО (16%) и ПФО (13%). Три этих федеральных округа в совокупности дали более половины участников опроса. Наименьшее число ответов получено нами с Дальнего Востока и с Северного Кавказа.
Одной из задач исследования «Россия+» стало изучение особенностей мобильных экскурсионных проектов на объектах экскурсионного показа в зависимости от величины и административного статуса населенных пунктов, где эти объекты располагаются. Соответствующую структуру респондентов см. на диаграмме №2.
Отметим, что эта структура примерно соответствует фактическому распределению ОЭП по административному статусу населенных пунктов их нахождения. Так, по учетам www.museum.ru доля музеев Москвы и С.-Петербурга составляет 25% от общего числа записей этого ресурса. В нашем исследовании респонденты из "столиц" дали 24% от общего числа ответов.
8) Таким образом, несмотря на то, что в каждом отправленном приглашении мы поименно обращались непосредственно к директору учреждения, получить письмо и участвовать в анкете, теоретически мог любой сотрудник – от рядового сотрудника экскурсионного бюро, до руководителя информационного отдела или руководителя организации.
Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.