Предлагаемый вашему вниманию обзор основан на анализе материалов четырех ежегодных исследований, проведенных в 2010-2013 гг. ведущими мировыми исследовательскими структурами: компанией «Pocket-Proof» - в сфере исследований и консультаций по мобильным экскурсионным технологиям и «Learning Times» - в создании инновационных интерактивных on-line обучающих программ, в рамках проектов Смитсоновского института.
Автор и руководитель серии исследований - Loïc Tallon, глава компании «Pocket-Proof», один из самых авторитетных в мире исследователей мобильных экскурсионных технологий. Ему принадлежат статистические данные и основные выводы исследований. Loïc Tallon в рамках исследований публикует преимущественно ежегодные обзоры, включающие статистические данные и выводы по результатам исследования за год.
Музеи и иные экскурсионные центры России делают еще первые шаги в сфере мобильных экскурсионных проектов. Поэтому для специалистов в этой отрасли важны не только статданные и выводы прошлогодних исследований, но и динамика развития мобильных экскурсионных проектов. Для полноты картины мы дополнили обзор сравнительным анализом статистических данных по каждому году исследований, сопроводив их комментариями экспертов компании "Экспомир". При этом мы стремились не отступать от фактов, выводов и духа базовых исследований.
Цель исследования - выявление тенденций применения и развития мобильных экскурсионных технологий / проектов в музеях, выставках, парках и прочих местах, посещаемых туристами. <р>Понятие "мобильные экскурсионные технологии / проекты" (далее – мобильные экскурсионные проекты) здесь обозначает широкий спектр переносных устройств, технологий их применения, позволяющих людям получать информацию об экскурсионных местах и экспозициях.
К их числу организаторы исследования отнесли разнообразные переносные устройства для воспроизведения контента экскурсий и иной информации экскурсионного места: аудиогиды, мультимедийные и иные экскурсионные системы, проекты с загрузкой контента экскурсий на iPod, MP3 и иные плееры, игровые консоли, мобильные телефоны, а также использование смартфонов и планшетов со специальными мобильными приложениями. Эти устройства действуют в широкой гамме форматов: от традиционных аудиоэкскурсий до сверхновых приложений для смартфонов с мобильным доступом, игровой компонентой и дополненной реальностью. Заметим, что исследование не рассматривало применение для экскурсий различных мобильных систем звукоусиления и трансляции голоса экскурсовода (мегафоны, радиогиды и т.д.), а также применение стационарных устройств.
Цели и содержание каждого ежегодного исследования в целом выдерживали общую линию – большинство вопросов исследований повторялось из года в год. Сопоставление итогов опросов по ним позволяет наблюдать тенденцию развития мобильных проектов. Вместе с тем, в каждое последующее исследование привносились изменения: новые позиции, вопросы и акценты в интерпретации. Эти отличия были обусловлены, прежде всего, активным развитием мобильных технологий и практики их применения. Так, в связи с началом широкого применения смартфонов в мобильных экскурсионных проектах именно на эту сферу был сделан акцент в ходе исследования 2012 г.
Главной особенностью исследования 2013 г стало добавление двух новых вопросов:
Пояснение по годам исследований. Исследования серии, как правило, проводились в завершающие месяцы года, а январе-феврале последующего года проводился анализ их итогов и готовился отчет. Таким образом, отчет датируется годом подготовки, но отражает состояние изучаемых вопросов на предшествующий год. Например, исследование 2012 г проводилось с ноября 2011 г по январь 2012 г; исследование 2013 г - с декабря 2012 г по март 2013 г.
Исследования проводились методом анкетного опроса экспертов – специалистов из экскурсионных мест. Респонденты самостоятельно отвечали на высланные им вопросы анкеты. Поэтому на основе данных исследования нельзя сделать полный и подробный отчет по всем сегментам мобильных экскурсионных проектов. Однако и такой метод опроса позволяет увидеть основные тенденции.
В исследовании 2013 г, как и в предыдущие годы, все участники опроса распределялись по четырем категориям в зависимости от профиля представляемых ими организаций и применения в них мобильных экскурсионных проектов. Три категории составили представители экскурсионных мест:
Четвертую категорию респондентов составили представители компаний-производителей, разработчиков или поставщиков мобильного экскурсионного оборудования / технологий, а также консультанты и иные эксперты в этой сфере (9%, 2013 г). Доля этой группы ежегодно остается неизменной в общем числе респондентов.
Заметим, что термин «Экскурсионные места» в этом обзоре означает организации, которые оказывают посетителям экскурсионные услуги. К ним относятся: музеи, галереи, выставки, зоопарки, океанариумы, парки, сады, достопримечательности, исторические и туристические места и т.п.
Число респондентов по годам: 2012 г – 615; 2011 г – 738. География респондентов: 24-29 стран мира, из них основную долю (ок. 75-80%) традиционно составляют эксперты-представители музеев и иных экскурсионных мест из США. Оставшуюся долю респондентов составили специалисты из Канады и стран Западной Европы.
В исследовании 2013 г приняли участие 551 экспертов из США (75% респондентов), Канады (11%), Великобритании (7%) и 26 других стран. Специалисты из России и стран-соседей к опросам не привлекались.
Таким образом, данные серии исследований показывают положение и тенденции мобильных экскурсионных проектов преимущественно в странах, где такие проекты имеют давние традиции и высокий уровень развития, показывают тренды развития проектов и технологий. Но эти тренды вряд ли будет обоснованно автоматически переносить на российские реалии. У нас пока нет традиций таких проектов. У большинства российских музеев нет опыта применения даже простых аудиогидов. В музеях же Западной Европы и США первые проекты с аудиогидами появились еще 60 лет назад - в 1952-1953 гг. А это значит, что и в данной сфере россиянам в ближайшие годы предстоит ускоренно пройти путь, который их зарубежные коллеги прошли за десятилетия.
Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.