5.1. Основные выводы исследования 2013 г. по поводу типов и технологий проектов

6-й вывод. Наблюдаются изменения в технологиях мобильных экскурсионных проектов. На смену проектам, основанным на традиционных аудиогидах, постепенно приходят проекты с интерактивными возможностями и / или со ссылками на сайты социальных сетей.

Во многих экскурсионных местах, где все мобильные проекты когда-то строились на основе аудиогидов, сейчас разрабатываются первые мобильные проекты, которые, скорее, можно отнести к разряду интерактивных. Это свидетельствует о растущем желании экскурсионных мест через мобильные технологии реализовать новые типы проектов.

В технологическом аспекте наблюдаются отдельные случаи отказа экскурсионных мест от проектов, в которых посетителям для доступа к содержанию экскурсии предоставляется в аренду специальное оборудование. Отчасти такая замена происходит на мобильные приложения с загрузкой на смартфоны посетителей. Но, похоже, все же чаще на смену приходят проекты, реализуемые на основе сайтов, оптимизированных для мобильного доступа.

7-й вывод. Музеи и иные экспозиции в большей степени сосредоточены на мобильных проектах для постоянных экспозиций / коллекций, чем на проектах для временных выставок. Вероятно, это связано с достаточно продолжительным жизненным циклом мобильных проектов.

8-й вывод. Платформа Apple IOS обгоняет по популярности платформу Android для реализации проектов в виде мобильных приложений. Однако большинство экскурсионных мест, в которых развиваются IOS мобильные приложения, планируют аналогичные приложения также и на Android.

Из 132 экскурсионных мест, где в настоящее время разрабатываются загружаемые мобильные приложения, лишь 38% планируют их только на IOS, 60% - на двух платформах: IOS и Android, и лишь 2% планируют только приложения на платформе Android. (Прим. ред.: При рассмотрении этого вывода надо помнить, что подавляющее большинство респондентов было из стран, в которых «яблочные девайсы» имеют наибольшую популярность: респонденты из США и Канады вместе составили 86% участников опроса).

9-й вывод. Экскурсионные места с большим числом посетителей для своих мобильных проектов, как правило, используют более одной технологии. Они делают особый акцент на мобильные приложения.

Если в каком-либо экскурсионном месте наблюдается преобладание мобильных приложений, которые могут быть свободно загружены посетителями на свои устройства, то можно сделать вывод, что это место намерено сделать свой мобильный проект доступным для как возможно более широкой аудитории.

10-й вывод. Экскурсионные места с небольшим числом посетителей, чаще иных, в качестве самой предпочтительной технологической платформы проектов выбирают сайты, которые оптимизированы для доступа с мобильных устройств. (Здесь речь не идет о проектах с мобильными приложениями.)

Выводы №№9 и 10 отражают закономерности, но не являются жестким правилом. Очевидно, что многие экскурсионные места, и большие, и даже некоторые малые предлагают своим мобильные проекты с использованием нескольких технологий.

Например: из 98 мест, в которых устройства посетителям предоставляется в аренду, чуть более трети одновременно обеспечили посетителям доступ к экскурсионному содержанию проектов через их смартфоны.


5.2. Популярность терминов, используемых экскурсионными местами для определения типов мобильных проектов, 2013

На диаграмме представлено сравнение ответов представителей экскурсионных мест с реализованными мобильными проектами и из мест без проектов, но с планами на их развитие в ближайший год.

5.2. Термины, которые используются для определения типов мобильных проектов, экскурсионными местами с реализованными проектами или планами их на разработку в ближайший год, 2013


• Традиционные аудиоэкскурсии пока формируют основную долю действующих проектов. Однако они становятся менее популярными у экскурсионных мест, которые еще готовят свой первый мобильный проект.
• Новые проекты стремятся к интерактивности.
• Экскурсионные места пока еще чаще создают мобильные проекты непосредственно на экспозициях, чем проекты за пределами экспозиций. Однако, заметим, что этот разрыв сокращается.
• Наблюдается заметный рост интереса экскурсионных мест к реализации своих мобильных проектов со ссылками на сайты социальной сетей.
• Планируемые мобильные проекты в меньшей мере ориентированы на временные выставки, в большей мере - на постоянные коллекции.


5.3. Сравнение популярности терминов, используемых для определения типов реализованных мобильных экскурсионных проектов в 2011 и 2013 гг.

5.3. Сравнение популярности терминов, используемых для определения типов реализованных мобильных экскурсионных проектов в 2011 и 2013 гг.

Двухлетний период отчетливо выявил следующие изменения в ответах респондентов:
• на 17% реже стали упоминаться проекты с традиционными аудиоэкскурсиями;
• на 90% возросла популярность проектов со ссылками в социальные сети; на 52% чаще стал упоминаться мультимедийный контент и на 32% чаще назывались интерактивные проекты;
• наблюдался всплеск увлечений мобильными экскурсионными проектами для временных выставок, что, впрочем, сменяется спадом интереса к таким проектам (см. п. 5.2)


5.4. Сравнение популярности технологических платформ проектов у респондентов из мест с реализованными проектами и у респондентов из мест с планами развития своих первых проектов, 2013

5.4. Сравнение популярности технологических платформ проектов в местах с реализованными проектами и в местах без проектов, но с планами на их развитие, 2013

Экскурсионные места, которые только планируют запуск своих первых мобильных экскурсионных проектов, значительно реже их основывают на традиционных аудиоэкскурсиях. При этом не имеет значения, будут ли посетители воспроизводить аудиоэкскурсии на выдаваемых им в аренду аудиогидах или они будут слушать аудиокомментарии после набора номеров на своих мобильных телефонах.


5.5. Сравнение популярности технологических платформ проектов в экскурсионных местах с разным числом посетителей, 2013

5.5. Сравнение популярности технологических платформ проектов в экскурсионных местах с разным числом посетителей в год, 2013

Наблюдается зависимость между ежегодным числом посетителей экскурсионных мест и технологическими платформами, которые эти места предпочитают применять в своих проектах:
• интернет-сайты с мобильным доступом через смартфоны посетителей являются наиболее универсальной технологической платформой мобильных проектов, которая активно применяется экскурсионными местами с разным числом посетителей;
• экскурсионные места с большим числом посетителей (св. 250 000 чел/год), в сравнении с менее посещаемыми местами, чаще применяют все технологические платформы (мобильные приложения, выдаваемые в аренду / временное пользование аудиогиды и т.п., сайты с мобильным доступом) за исключением аудиоэкскурсий с прослушиванием посетителями через их мобильные телефоны;
• места с числом посетителей 50001 - 250 000 чел/год почти так же часто выдают свои устройства в аренду / временное пользование. Однако в таких местах чаще используются технологии аудиоэкскурсий с мобильными телефонами посетителей;
• там, где относительно малое число посетителей (менее 50000 чел/год), основной технологической платформой мобильных экскурсионных проектов являются сайты с оптимизацией для просмотра через смартфоны посетителей.


5.6. Популярность терминов, определяющих типы мобильных проектов в зависимости от применяемых технологических платформ, 2013

Ниже приведены данные исследований экскурсионным местам с проектами и / или с планами по созданию проектов.
• Проекты, определяемые термином «Аудиоэкскурсия», преимущественно реализуются с использованием двух технологических платформ:

  1. аудиогидами, которые посетители могут арендовать / получить на время в экскурсионном месте;
  2. с применением мобильных телефонов пользователей – набирают номер и прослушивают соответствующий комментарий;

• Термины «Мультимедийная экскурсия» и «Интерактивная экскурсия» обозначают проекты, в которых могут применяться мультимедийные аудиогиды, а также: смартфоны, планшеты и иные мобильные устройства, которые посетители для доступа к экскурсионному содержанию проекта могут арендовать / получить на время в экскурсионном месте, а также большинство мобильных приложений, разработанных для проектов. В дополнение отметим, что к термину «Интерактивная экскурсия» могут относиться как мультимедийные, так и обычные аудиогиды, обеспечивающие автоматический запуск воспроизведения контента под воздействием специальных датчиков.
• Для проектов, определяемых термином «Экскурсий с игровой компонентой», могут применяться, в частности, предоставляемые посетителям в аренду игровые консоли. Например, такой проект реализован в одном из крупнейших музеев мира – Лувре. Отметим, что большая доля музейных / экскурсионных игр и квестов сейчас реализуется мобильными приложениями.
• Подавляющее большинство проектов, предусматривающих «Ссылки в социальные сети» реализуются через мобильные приложения и сайты с оптимизацией для мобильного доступа.
• Для проектов временных выставок чаще используются аудиогиды и иные устройства, которые предоставляются посетителям аренду / временное пользование экскурсионными местами и / или путем создания сайтов с оптимизацией для их просмотра посетителями выставок через их смартфоны.

5.6. Популярность терминов, определяющих типы мобильных проектов в зависимости от применяемой технологической платформы, 2013

Иные особенности технологических платформ, которые выявляются при их сопоставлении с типами мобильных проектов:
• мобильные экскурсионные проекты с устройствами, которые посетители могут получить для временного использования, организуются преимущественно для их знакомства с постоянными коллекциями непосредственно на экспозициях;
• мобильные приложения для проектов, как правило, интерактивны и содержат мультимедийный контент. Их используют как в экспозициях, так и в проектах за пределами экспозиций;
• мобильные сайты, используемые для проектов на экспозициях, часто реализуются в формате «Мобильный каталог». Такие технологии применяются для проектов, которые знакомят посетителей как с постоянными экспозициямим / коллекциями, так и с временными выставками;
• экскурсии с мобильными телефонами (посетители набирают номер и слушают), как правило, применяются в проектах аудиоэкскурсий непосредственно на экспозициях.


5.7. Распределение мобильных экскурсионных проектов по их связи с экспозициями, 2012

Изучение этого вопроса впервые было включено в исследование 2012 г. Причиной этой новации стало активное развитие мобильных экскурсионных проектов, реализуемых за пределами экспозиций. Такие проекты можно систематизировать по двум группам:

  1. проекты, тематически связанные с экспозициями;
  2. проекты, без связи с экспозициями.

Основная причина появления проектов вне пределов экспозиций – стремление экскурсионных мест увеличить число посетителей. По данным исследования 2012 г, 63% музеев и иных экскурсионных мест, которые уже имели мобильные экскурсионные проекты либо не имели, но планировали их в ближайшем будущем, в числе своих «очень важных» целей определили повышение посещаемости.

Следует отметить, что опрошенные представители экскурсионных мест, в которых в 2012 г планировался запуск первых проектов, чаще заявляли о планах развития проектов вне экспозиций, в том числе и тех проектов, которые не имеют тематической связи с экспозициями.

3.1. Типы мобильных экскурсионных проектов, 2012


5.8. Категории мобильных устройств, через которые посетители получают доступ к экскурсионному содержанию проектов, 2012

По состоянию на начало 2012 г, большинство экскурсионных мест с экскурсионными проектами и планами по их развитию в ближайший год предусматривали доступ посетителей к контенту проектов через собственные мобильные устройства посетителей (смартфоны, телефоны, планшеты и иные девайсы).

В этом сегменте у экскурсионных мест, которые только планировали свои первые мобильные экскурсионные проекты, отмечен рост 20% в сравнении с показателями тех мест, которые уже реализовали проекты. Среди планируемых к запуску проектов было значительно меньше предполагающих возможность доступа посетителей к контенту только через арендованные / полученные во временное пользование устройства.

3.2. Устройства, через которые посетители получают доступ к контенту мобильных экскурсионных проектов (данные по проектам, которые реализуются или планируются), 2012


5.9. Категории мобильных устройств, применяемых в проектах в экскурсионных местах, реализующих эти проекты, 2012

Не видно явной зависимости между численностью посетителей экскурсионных мест и категориями устройств, через которые для посетителей обеспечивается доступ к содержанию мобильных экскурсионных проектов.

3.4. Устройства для доступа посетителей экскурсионному контенту в музеях с разным числом посетителей, 2012


Обратный звонок

Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.