7.1. Основные выводы, касающиеся платного и бесплатного доступа посетителей к содержанию мобильных экскурсионных проектов

15-й вывод. Подавляющее большинство экскурсионных мест предоставляет бесплатный доступ к контенту мобильных экскурсионных проектов.

16-й вывод. Если посетителю предлагается заплатить, то, вероятнее всего, это относится к проектам, реализованным в традиционном стиле, а именно: с предложением аренды аудиогидов и с обращением к аудитории «людей, желающих получить аудиогид».

17-й вывод. В отличие от традиционных проектов, новые проекты в подавляющем большинстве бесплатны. Такие новые проекты, как правило, инновационные, интерактивные и включают ссылки на сайты социальных сетей.


7.2. Изменение доли экскурсионных мест, относящих цель «Генерация доходов» к числу «очень важных», 2010-2013

7.2. Доля экскурсионных мест, относящих цель «Генерация доходов» к числу очень важных, 2010-2013

По результатам исследований становится очевидным, что экскурсионные места в подавляющем большинстве не рассматривают мобильные экскурсионные проекты в качестве источника дохода. Мало того, «Генерация дохода» фиксируется как малопопулярная цель проектов (по данным исследования 2013 г, об этой цели как «очень важной» сообщили лишь 9% респондентов реализующих и планирующих проект). Но также всего лишь 9% от общего числа проектов предусматривают взимание оплаты. Соответственно, в 91% проектов не предполагается никакой оплаты посетителями.

К началу 2013 г зафиксировано небольшое увеличение доли экскурсионных мест, заявляющих о приоритете цели генерации доходов через проекты. Однако этот факт принципиально не сказывается на тренде уменьшения платных проектов. Отметим, что этот рост, вероятно, является реакцией музеев и иных экскурсионных мест США и Западной Европы на обострившуюся в последний год проблему нехватки ресурсов в связи с экономическими сложностями в этих странах.

«Эксперименты, направленные на привлечение посетителей» респонденты называют самой популярной целью мобильных экскурсионных проектов. Заметим, что эксперименты не являются делом, нацеленным на генерацию дохода. Вместе с тем, требование оплаты может рассматриваться как дополнительный барьер, который помешает многим посетителям не только воспользоваться проектом, но и посетить экскурсионное место.


7.3. Распределение платных и бесплатных проектов в зависимости от целевых аудиторий, 2013

На диаграмме приведено сравнение целевых аудиторий реализованных мобильных проектов с заявленными в них двумя основными целями: «В рамках экспериментов, направленных на привлечение посетителей» и «Генерация доходов».

7.3. Распределение платных и бесплатных проектов в зависимости от целевых аудиторий на которых они ориентированы, 2013

• Экскурсионные места, которые в качестве «очень важной» цели своих проектов выделяют «генерацию дохода», в большей мере ориентируют проекты на аудитории старших возрастов.
• Цель «Генерация доходов» может быть реализована с более высокой эффективностью при ориентировании проектов на аудитории: посетителей-иностранцев; людей, интересующихся выставками / временными экспозициями; на тех, кто хочет получить углубленные знания по тематикам постоянной экспозиции / коллекции, и, конечно, на посетителей с запросами на получение аудиогидов. 
• Экскурсионные места, для которых проекты - это, прежде всего, «Эксперименты, направленные на привлечение посетителей», реализуют проекты с бесплатным доступом. Такие проекты в значительной мере ориентированы на людей, которые активно используют мобильные технологии в своей повседневной жизни, сидят в социальных сетях, имеют интерес к компьютерным и мобильным играм, желают получить от посещения экскурсионных мест новые впечатления.


7.4. Распределение платных и бесплатных проектов в зависимости от терминов, определяющих типы реализованных мобильных проектов, 2013

7.4. Распределение платных и бесплатных проектов в зависимости от терминов, определяющих типы реализованных мобильных проектов, 2013

Выводы:
• проекты с платным доступом, с большей вероятностью, реализуются в традиционном стиле, а именно: через предоставление посетителям в аренду как специальных устройств (аудиогидов, мультимедийных аудиогидов, включая  интерактивные и автоматические со срабатыванием от датчиков), так и обычных мобильных устройств (iPod, смартфонов, планшетов и др.). Можно предположить, что оплата в таких проектах, главным образом, определяется необходимостью для экскурсионного места содержать свой парк мобильных устройств и иных аппаратных средств, но не оплатой доступа к экскурсионному контенту проектов;

• проекты с бесплатным доступом, вероятно, будут интерактивными и / или иметь ссылки на сайты социальных сетей. Такие проекты реализуются, главным образом, через мобильные приложения и сайты с мобильным доступом.


7.5. Распределение платных и бесплатных проектов в зависимости от применяемых технологических платформ, 2013

7.5. Распределение платных и бесплатных проектов в зависимости от технологических платформ проектов, 2013

Среди реализованных мобильных экскурсионных проектов заметную долю составляют только те платные проекты, которые предполагают предоставление посетителям в аренду аудиогидов или иных мобильных устройств непосредственно в экскурсионных местах.

Как правило, бесплатными являются проекты, в которых посетители используют свои собственные мобильных устройства. Так, например:
• мизерную долю (не более 5%) составляют IOS и Android приложения с платной загрузкой;
• еще меньше платных проектов с доступом посетителей через свои смартфоны и т.п. на мобильные сайты проектов;
• исследованием не зафиксировано ни одного проекта, в котором экскурсионное место требовало бы от посетителей оплату экскурсий с их мобильным телефоном – при наборе номера посетители слушают соответствующий аудиокомментарий.


7.6. Распределение платных и бесплатных мобильных проектов в зависимости от доступа посетителям к контенту проектов, 2012

Этот аспект нашел отражение в итогах исследования, завершившегося в начале 2012 г. Диаграмма показывает итоги опроса в экскурсионных местах, реализующих проекты.

Мы видим, что платные проекты преимущественно реализуются в там, где выбор посетителей ограничен только одной возможностью – взять устройство в аренду.

4.4. Стоимость доступа для посетителей к контенту мобильных экскурсионных проектов в зависимости от устройств для доступа, 2012


7.7. Распределение платных и бесплатных проектов в зависимости от связи проектов с экспозицией, 2012

По итогам исследования 2012 г не прослеживается явной зависимости между платой посетителей за доступ к экскурсионному содержанию проекта и факторами связанности эти проектов с экспозициями. Но следует отметить, что исследование не выявило ни одного случая платного доступа к экскурсионному содержанию среди проектов, организуемых за рамками экспозиций и тематически с ними связанных. К таким мобильным проектам, например, можно отнести технические решения, которые дают посетителям возможности через личные устройства совершать «виртуальные экскурсии». Так посетители могут заранее познакомиться с экскурсионными местами.

4.3. Стоимость доступа для посетителей к контенту мобильных экскурсионных проектов в зависимости от типов проектов, 2012


7.8. Распределение платных и бесплатных мобильных проектов в ответах респондентов из экскурсионных мест различных категорий, 2012

К началу 2012 г, 70% музеев, предлагающих мобильные экскурсионные проекты или планирующих их запуск в ближайший год, сообщили о бесплатном доступе посетителей к проектам. И лишь около 10% респондентов заявили о предоставлении экскурсионных услуг за дополнительную плату. Заметим, что к началу 2013 г доля платных проектов уменьшилась и составила всего 9% от общего числа.

4.1. Стоимость предоставления посетителям доступа к контенту мобильных экскурсионных проектов, 2012

Обратный звонок

Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.