3-й вывод. Следует обратить особое внимание на две целевые аудитории проектов:
• люди, желающие получить новые впечатления;
• люди молодого возраста (18 - 35 лет)
4-й вывод. Организации, которые реализуют или планируют мобильные проекты, не рассматривают свою аудиторию как состоящую преимущественно из людей «технически продвинутых», подростков или активных участников социальных сетей.
5-й вывод. У музеев и иных экскурсионных мест нет стремления к созданию типовых мобильных проектов, в том числе и при типовых комбинациях целей и целевых аудиторий этих проектов.
В ответах респондентов четко прослеживался тренд отрасли: музеи и иные экскурсионные места переходят от однотипных, универсальных - всем подходящих решений, к своим, особым, оригинальным проектам. Вероятно, это свидетельство того факта, что практика показала меньшую эффективность и успешность универсальных решений. Из этого следует, что можно ожидать развития широкого спектра различных мобильных экскурсионных проектов.
Это изменение дает надежду на то, что все больше экскурсионных мест, реализуя свои проекты на разных мобильных технологиях, смогут создавать различные яркие впечатления для своих посетителей. Среди таких проектов будут и сайты с мобильным доступом, и мобильные приложения, а в некоторых случаях - и специальные мобильные устройства, предоставляемые посетителям в местах экскурсий.
Поскольку мобильные проекты перестают быть универсальными решениями, то при разработке каждого из них требуется определиться с двумя ключевыми вопросами: «Что проект позволяет сделать и какие возможности он дает посетителю», «Для кого предназначен проект - на какую аудиторию он ориентирован?» Способность (или неспособность) экскурсионных мест четко сформулировать ответы на эти вопросы влияет на эффективность реализации и на успех этих проектов.
Заметно различие в представлениях о целевых аудиториях мобильных проектов респондентами, представляющих экскурсионные места с разным опытом реализации таких проектов.
Например:
• экскурсионные места, которые разрабатывают свои первые мобильные проекты, реже планируют своей целевой аудиторией «Посетителей, желающих получить аудиогиды». Это может быть показателем того, что новые проекты будут отходить от традиционной практики воспроизведения аудиогидов на мобильных устройствах;
• не является верным бытующее мнение о том, что реализуемые и планируемые мобильные проекты ориентированы в основном на подростковую аудиторию как наиболее продвинутую в сфере IT-новинок. Опрос этой категории респондентов показывает, что мобильные проекты в значительно большей мере ориентированы взрослых людей - от 18 до 65 лет.
Наиболее популярные целевые аудитории названы в ответах респондентов из мест с проектами и/или с планами на их развитие:
• посетители, ожидающие новых впечатлений;
• люди молодого возраста (18 - 35 лет);
• люди среднего и старшего возраста (35 - 65 лет);
• продвинутые пользователи мобильных технологий;
• люди, желающие получить аудиогиды;
• все посетители.
Среди экскурсионных мест, в которых реализуются и планируются проекты, самую большую долю составляют места, которые через проекты стремятся взаимодействовать со «Всеми посетителями». Таким образом, экскурсионные места, используя нестандартные и многоплатформенные решения, стремятся взаимодействовать с как можно более широкой аудиторией.
Респонденты из организаций, которые не имеют проектов и не планируют их, как правило, имеют искаженное представления об аудитории проектов, т.е. отличающиеся от оценок специалистов, имеющих отношение к реализации или планированию проектов реальных проектов. Так, например, представители экскурсионных мест без планов по реализации проектов значительно преувеличивают значение таких аудиторий: молодой возраст (18 - 35 лет), подростки, технически продвинутые, активные пользователи социальных сетей, иностранцы и люди с ограниченными возможностями. В то же время эта категория респондентов явно недооценивает семейную аудиторию, а также людей среднего и пенсионного возраста.
Интересно, что представление об аудиториях проектов у респондентов из компаний-поставщиков экскурсионного оборудования / технологий во многом совпадает с оторванным от практики мнением представителей мест, где нет таких проектов, как нет и планов по их созданию. Разве что, по ряду позиций, представления поставщиков еще более гипертрофированы, например, в оценках аудиторий людей с игровым опытом, с ограниченными возможностями и иных.
К началу 2013 г заметно увеличилась доля респондентов, назвавших в числе своих целевых аудиторий людей с ограниченными возможностями, иностранцев, а также ориентирующих свои проекты на всех посетителей. В то же время заметен спад интереса к аудиториям подростков и активных участников социальных сетей.
За прошедший год отмечается снижение популярности всех отдельных целевых аудиторий проектов. Особенно заметно снижение интереса к аудиториям: подростков, людей, желающих получить аудиогиды, участников социальных сетей, людей с опытом и интересом к компьютерным играм.
При этом новые проекты все больше ориентируются на «Всех посетителей».
Выводы по это вопросу были представлены в исследовании 2012 г. по действующим и планируемым проектам.
Целевая аудитория проектов в значительной мере определяется устройствами, через которые посетители получают доступ к содержанию экскурсий. Например:
• вряд ли верно ставить задачу по обращению к целевой аудитории «Пользователи социальных сетей», если контент экскурсий можно получить только посредством арендованных устройств;
• коммуникации с целевой аудиторией «Люди, желающие получить аудиогид» менее вероятны для проектов, доступных только на собственных мобильных устройствах посетителей;
• запросы людей, желающих получить углубленные знания по тематикам экспозиции, вероятно, легче удовлетворить через размещение обширного экскурсионного содержания в устройствах, которые можно получить во временное пользование / арендовать в экскурсионном месте;
• экскурсионные места, которые дают доступ к содержанию проектов через устройства посетителей и через арендованные устройства ведут коммуникации с более широким спектром аудиторий по сравнению с местами, которые ограничивают доступ к контенту либо только арендованными устройствами, либо лишь смартфонами посетителей.
Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.