Основные выводы исследования 2013 г сформулированы в 23-х выводах. Вот первые из них:
1-й вывод. Наиболее популярной целью проектов является «В рамках экспериментов, направленных на привлечение посетителей». Наименее популярная цель - «Генерация дохода».
В 2013 году самую популярную цель 48% респондентов отнесли к числу «очень важных» целей мобильных экскурсионных проектов. Для сравнения: наименее популярную цель отметили как «очень важную» лишь 9% участников опроса.
Ключевой вопрос, которым должны задаться организации, задумывающие свои мобильные экскурсионные проекты: готовы ли они к рискам и проблемам в связи с экспериментальной направленностью этих проектов?
2-й вывод. Тройка приоритетных целей мобильных экскурсионных проектов мало изменилась за три года, несмотря на бурное развитие технологий в этот период.
Этот факт позволяет укрепиться во мнении, что назначения и проблемы проектов не лежат в плоскости технологий, а мобильные экскурсионные проекты помогают удовлетворить объективные запросы экскурсионных мест и их посетителей.
Три самые популярные цели мобильных экскурсионных проектов за период 2011-2013 гг:
• "В рамках экспериментов, направленных на привлечение посетителей".
• "Расширить возможности посетителей в получении дополнительной информации".
• "Повысить интерактивность экскурсий - дать посетителям больше ярких впечатлений".
Во вторую по популярности группу целей мобильных проектов входят:
• "Разнообразить предложение экскурсионных программ".
• "Следовать в тренде развития музейного и экскурсионного дела".
• "Продвижение и повышение престижа среди целевой аудитории".
• "Привлечение новых посетителей".
Две последние цели опираются на маркетинговый потенциал мобильных проектов. По мнению автора исследования, эти цели стимулируют развитие мобильных экскурсионных проектов: от самых простых аудиогидов-плееров - до сложных мобильных платформ.
Отметим, что стремление «Удовлетворить запросы посетителей» находится в середине рейтинга целей проектов, а значит, не является столь важным фактором, как это можно бы предположить. Это, вероятно, является отражением представления респондентов о том, что самоценность их экспозиций имеет гораздо большее значение для развития проектов, чем запросы посетителей.
Итоги исследования 2012 г позволяют увидеть изменение по годам целей, названных как «очень важные» респондентами, представляющими места экскурсий с реализованными мобильными проектами. Изменение целей происходит на фоне развития и расширения технических возможностей мобильных устройств, которые применяются в экскурсионных проектах. В эти годы к мобильным экскурсионным технологиям (в их основе лежали разнообразные аудиогиды), добавились смартфоны, планшеты и мобильные телефоны посетителей; технологии дополненной реальности и иное.
Уже к началу 2012 г сформировалась тройка лидирующих целей (см. п. 3.1).
В период 2010-2012 гг. наблюдалось повышение значимости в таких целях проектов:
• «Следовать в тренде развития музейного и экскурсионного дела»;
• «Облегчить навигацию посетителей и направить их потоки»;
• «Привлечь новых посетителей».
Тогда же уменьшилась оценка значимости следующих целей:
• «Удовлетворить индивидуальные запросы посетителей»;* - отсутствует значение, если данная позиция не включалась в опросную анкету исследования соответствующего года.
Изучение этого вопроса проводилось в рамках исследования 2011 года. На диаграмме ниже представлены показатели оценки целей мобильных проектов, названных «очень важными» опрошенными представителями организаций, которые либо уже имеют реализованные проекты, либо планировали их на ближайший год.
Из ответов респондентов выявляется специфика приоритетных целей проектов для экскурсионных мест различного профиля. Так, например:
• cтремление «Повысить интерактивность экскурсий и дать посетителям больше ярких впечатлений» в музеях / местах экскурсий профиля «науки и технологии» проявляется в значительно большей мере, чем у музеев иного профиля;
• достопримечательности, памятники, туристические и исторические места среди приоритетных целей своих проектов выделяют «Привлечение новых посетителей» значительно чаще, чем экскурсионные места и музеи иного профиля;
• художественные музеи и галереи в большей мере, чем иные экскурсионные организации, склонны «Следовать в тренде развития музейного и экскурсионного дела».
Эта категория респондентов следующие цели выделила в числе наиболее значимых:
• «Расширить возможности посетителей в получении дополнительной информации»;
• «Проекты в рамках экспериментов, направленных на привлечение посетителей».
Как наименее важная отмечена цель «Генерация дохода».
Оценка этой категории участников опроса по 4-м самым важным целям проектов, полностью совпадает с приоритетами представителей экскурсионных мест, в которых мобильные проекты уже реализованы (см. выше). Однако в ответах новичков наблюдаются и отличия от оценок коллег более опытных в реализации проектов.
Так, например, респонденты из организаций с планами развития своих первых мобильных проектов, среди приоритетных целей чаще называют:
• «Облегчение навигации для посетителей, направление их потоков»;
• «Улучшение доступности экспозиции для посетителей с ограниченными возможностями»,
• «Использование проектов как основного инструмента экскурсионных комментариев» и
• «Генерация дохода
Такие респонденты приоритеты проектов видят иначе, нежели представители мест с реализованными проектами или с планами их развития. Эти респонденты, например, в большей мере воспринимают проекты как средство извлечения доходов. Кроме того, в числе приоритетных целей они реже называют:
• «Следовать в тренде развития музейного и экскурсионного дела» и
• «В рамках экспериментов, направленных на привлечение посетителей».
Все респонденты одинаково оценивают лишь одну цель мобильных проектов «Повысить интерактивность экскурсий - дать посетителям больше ярких впечатлений».
Представители организаций, с практическим опытом в мобильных проектах, реже других категорий респондентов называют среди «очень важных» целей:
• «Повышение доступности экспозиции для людей с ограниченными возможностями»;
• «Облегчение навигации для посетителей, направление их потоков»;
• «Разнообразить предложение экскурсионных программ»;
• «Использование проектов как основной инструмент экскурсионных комментариев» и
• «Генерация доходов».
Поставщики экскурсионного оборудования и технологий, чаще специалистов из музеев и иных экскурсионных мест среди «особо важных» целей называют:
• «Продвижение – повышения значения/престижа музея в глазах новой аудитории»;
• «Удовлетворение индивидуальных запросов посетителей»;
• «Разнообразить предложение экскурсионных программ»;
• «Облегчение навигации в экспозиции, направление потоков посетителей»;
• «Повышение доступности экспозиции для людей с ограниченными возможностями», а так же
• «Экскурсионный сервис и перевод для иностранных посетителей».
Три наиболее популярные цели, названные в числе очень важных для проектов непосредственно на экспозициях/экскурсионных местах:
• «Расширение возможностей посетителей в получении дополнительной информацией и пояснений»;
• «В рамках попыток/экспериментов учреждений, направленных на привлечение посетителей»;
• «Дать посетителям больше ярких впечатлений за счет повышения интерактивности экскурсий».
Мобильные проекты вне экспозиций/экскурсионных мест и тематически связанные с ними, как правило, создаются для стимулирования будущего посещения музея и/или повышения лояльности людей, которые ранее были посетителями.
Представляем тройку «очень важных» целей таких проектов, которым отдали приоритет участники опроса:Тройка лидирующих целей проектов, организованных вне экспозиций/экскурсионных мест и тематически с ними не связанных:
• «Продвижение – повышения значения/престижа музея в глазах новой аудитории»;
• «Привлечение новых посетителей»;
• «В рамках попыток/экспериментов учреждений, направленных на привлечение посетителей».
Ниже представлены данные по тем музеям и иным экскурсионным местам, в которых или уже действуют мобильные экскурсионные проекты, или планируется их запуск в ближайший год.
Цели, которым следуют экскурсионные места при реализации проектов, оказывают влияние на выбор типов устройств (аппаратной платформы), через которые посетители получают доступ к содержанию экскурсий. На диаграмме можно увидеть следующие зависимости:
• Экскурсионные места, которые среди самых важных целей проектов называют стремление «Следовать в тренде развития музейного и экскурсионного дела», с большей вероятностью дают посетителям на выбор возможности доступа к контенту проектов как через их собственные смартфоны и т.п., так и через устройства, которые можно на время получить в экскурсионном месте.
• То же относится к местам экскурсий, которые ставят перед собой цели: «В рамках попыток/экспериментов учреждений, направленных на привлечение посетителей», «Облегчение навигации для посетителей и направление их потоков», «Повысить интерактивность экскурсий и этим дать посетителям больше ярких впечатлений»; «Улучшение доступа посетителей с ограниченными возможностями», «Расширение возможностей посетителей в получении дополнительной информацией и пояснений».
• Экскурсионные организации с проектами, ставящими в качестве главенствующей цели «Попытки/эксперименты, направленные на привлечение посетителей», с большей вероятностью, задействуют в этих проектах устройства более доступные посетителям – их собственные мобильные девайсы. То же относится и для проектов с целями: «Продвижение - повышение престижа/значения экскурсионного места в глазах новой аудитории» и «Привлечение новых посетителей».
• Для реализации целей «Повышение доступности фондов» и «Экскурсионный сервис для иностранных посетителей» чаще применяют мобильные устройства, которые посетители могут на время получить в экскурсионном месте.
Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.